aif.ru counter
168

В Киеве заработал офис финуслуг для населения без очередей и коррупции

Пилотный офис будет работать в тестовом режиме до октября

Регистрационная служба
Регистрационная служба © / drsu.gov.ua

Грузинские Дома юстиции, в которых граждане могут в течение суток оформить любой государственный документ, еще полгода назад в Украине описывались как чудо демократии и победа над коррупцией. На этой неделе в Киеве открылся так называемый модельный офис финуслуг. «АиФ» съездил туда на экскурсию.

За мной не занимать!

Километровые очереди за товарами в Украине в середине 90-х канули в лету. А вот за услугами они существуют и поныне. Если, конечно, это государственные услуги: оформление права собственности на дом, получение разрешения на перепланировку квартиры, регистрация садового участка… Вообще, со словосочетанием «государственные услуги» ассоциируется унижение – многочасовые очереди, коллекционирование бессмысленных справок, хамство и мелочные поборы. Украинцы давно смирились с вакханалией бюрократии и взяточничества, процветающей уже более 20 лет, конвертируя злость от общения с чиновниками в анекдоты про них.

«Удивительно видеть, когда в таком большом городе, как Киев, так мало заявителей на регистрацию чего бы то ни было, – рассказал Мухран Бурчуладзе, эксперт по вопросам регистрационной системы в Украине. – В намного меньшем Тбилиси сегодня всевозможных регистрационных процедур в месяц в несколько раз больше, чем у вас. Это говорит о том, что люди просто не готовы проходить через весь этот ад».

Эксперт убежден: открытый в Киеве регистрационный офис – первая настоящая попытка сломать хребет бюрократии за все годы независимости Украины.

Быстро и просто

Я – в пилотном офисе финуслуг (Соломенский район Киева). В понедельник около 15.00 в помещении всего несколько человек пока просто мало кто знает о новшестве, в день принимают до 40 посетителей. Соответственно, работают всего 6 сотрудников, хотя центр рассчитан на 20. Консультация – 5 – 15 минут, регистрация – в среднем тоже 15 минут, но, бывает, затягивается на дольше, если вопрос сложный. Очередь электронная, как в интернет-магазине или на Главпочтамте. Пропускная способность до 1000 человек в день. Это так называемый фронт-офис - он принимает документы на регистрацию.

Павел Петренко, министр юстиции Украины
Уже в сентябре по итогам работы пилотного проекта будет разработан унифицированный регламент, по которому будут работать регистрационные службы и центры предоставления админуслуг по всей Украине. При этом гражданин, который находится в Харькове и имеет недвижимость во Львове, сможет оформить все документы никуда не выезжая.
«Часто на одну квартиру или участок имеется два, три, а то и пять собственников, – рассказывает Евгений Гальчук, главный специалист офиса финуслуг.  – Чтобы принять десятки необходимых документов, нужно время. Если же собственник один, все оформление занимает не более 15 минут. При этом клиент ничего не заполняет самостоятельно – все за него вносит прямо в электронную базу специалист. Заявитель лишь проверяет правильность внесенных данных».

После того как документы и заявления у вас приняли, нужно ждать 4 – 15 дней, отведенных по закону на вынесение решения.

«Во избежание возможных проявлений коррупции ни у кого из заявителей нет прямого контакта с теми, кто занимается рассмотрением и принятием решения по заявкам, то есть специалистов бэк-офиса, – продолжает Бурчуладзе. – Таким образом, решение принимается объективно. И если все рекомендованные документы поданы, проблем никогда не возникает.

По словам Бурчуладзе, пилотный офис будет работать в тестовом режиме до октября.  Фигурально выражаясь, пока что этот офис – «детская комната», в которой растет будущее страны без бюрократии и взяточничества.

«Не скрою, имеются определенные круги, которые настроены скептически в отношении реальных перемен, такие были и в Грузии несколько лет назад, но мы показали, что жить без взятки – возможно», – говорит Бурчуладзе.