Анна ГОНЧАРЕНКО 628

Как изучить больше пяти языков

Все материалы сюжета Образование

Лето – период отпусков, путешествий за границу, когда назревает потребность общаться с иностранцами. Полиглоты делятся своими секретами о том, как освоить больше...

Киев – 19 июня, АиФ Украина. «Английский (немецкий, французский и т. д.) начну учить в следующем месяце (через год, после отпуска и т. д.)». Такие отговорки придумывают многие. «АиФ» побеседовал с полиглотами, которые могут свободно понимать, писать и разговаривать на пяти и больше иностранных языках. У каждого свой подход, но их объединяет одно качество – они не боятся учиться.

В пути

Анна Безпрозванная, Киев, сопровождающий туристических групп, 28 лет

Фото: Анна Безпрозванная

 

В активе: английский, немецкий, итальянский, испанский и бразильский вариант португальского языка.

Первый иностранный язык – английский – я начала обстоятельно учить с личным преподавателем в 13 лет. Но доучивала уже сама – читала книги, смотрела фильмы без дубляжа. Кроме того, я много путешествую, а это развивает знание как английского, так и других языков.

Было два рывка в английском, когда я сначала несколько месяцев жила в США, а потом много путешествовала по Великобритании. Немецкий начала учить в 19 лет на интенсивных курсах. Он был очень близок моей душе. Я часто бывала в Германии и Австрии, там у меня появились друзья, с которыми я общаюсь до сих пор. Отчасти благодаря этому поддерживаю знания.

Мысль о том, чтобы учить итальянский, пришла неожиданно. Мне нравится страна, кухня, люди, и я решила, что хочу знать и язык. Но курсы мне мало что дали, особенно по сравнению с интенсивным немецким. Опять доучивала сама. Включала итальянское радио и сначала вообще ничего не понимала. Но каждый день радио говорило, говорило, и, в конце концов, понимание пришло.

Покупала книги, самоучители, занималась сама, общалась с итальянцами. Мне не страшно было делать ошибки. Люди часто боятся этого, и напрасно. Через некоторое время все выравнивается, и сейчас я говорю на итальянском лучше, чем на русском.

Испанский появился сам собой, просто потому, что он похож на итальянский. В этом случае все опять началось с курсов, плюс самостоятельная работа, а закрепляла поездкой в Испанию. Ну а португальский пришел после поездки в Венесуэлу. Мы провели полдня на границе с Бразилией, и этот час все решил.

Насколько я могу судить, то, что ты знаешь английский язык – это не гарантия общения. В каждой стране приоритетен именно национальный язык. Например, немцы не всегда принимают англоговорящих, даже если сами прекрасно знают язык. Скорее они помогут тому, кто говорит на ломаном немецком. Итальянцы и испанцы в принципе плохо знают английский.

ОПЫТ

  • Языки забываются. Но нужно не бояться общаться снова. Это как на велосипеде: начнешь ехать – и вспомнишь.
  • В среднем на изучение языка до уровня понимания, общения и письма уходит два-три года.
  • Под рукой всегда должны быть словари. Кроме того, выписывайте сложные слова, термины, исключения на листы формата А4 и держите всегда перед глазами.

Читайте также: Лето с акцентом: как изучить иностранный язык во время отпуска или каникул

По алгоритму

Владимир Саенко, Сумы, частный предприниматель, 38 лет

Фото: Владимир Саенко

 

В активе: английский, немецкий, итальянский и испанский языки. Изучал французский, китайский, венгерский, датский, шведский, эсперанто.

Языки манили меня со школы. В них мне виделась какая-то тайна. Потом я понял, что согласные звуки всех европейских языков передают одни и те же смыслы, и таким образом открывается глубина слов. Например, С – постоянство, Т – укорененность, а С и Т вместе дают стабильность. Посмотрите, как это заметно в английском языке: stay – оставаться, stand – стоять, stable – стабильный.

Свой первый язык – английский – я начал учить в начале 90-х годов, уже после школы. Купил нудный учебник Бонка, Котия и Лукьяновой. После года работы по часу в день шесть раз в неделю у меня был средний уровень письменного языка и ниже среднего – устного. Тогда я опубликовал объявление в газете о поиске друзей по переписке.

Как потом оказалось, оно каким-то чудом попало на британский телеканал. От него я получил посылку с 36 письмами и ответил на 21 из них. За полгода прилично продвинулся в английском. Я поступал таким образом: брал фразы из тех писем, которые писали мне, и помещал их в письма, которые писал сам. Метод подражания – самый древний и немудреный способ учиться чему угодно, особенно когда понимаешь, по каким принципам это делается.

После трех лет изучения английского, я поступил в университет на иняз. Незадолго до этого принялся за немецкий. Потом пошли другие языки. Тоже самостоятельно. Сейчас я веду блог, и там пишу все что знаю, делюсь опытом, чтобы люди могли самостоятельно учить английский язык. Мой опыт показывает, что лучше всего это дается «технарям».

ОПЫТ

  • До 26 лет способность к обучению у человека постепенно нарастает, а после – падает. Снижается скорость обработки информации, оперативная память. Однако с возрастом улучшается способность делать выводы и выделять главное.
  • Чтобы запомнить и довести до автоматизма словосочетание и основанное на нем правило, мы должны правильно составить пару десятков предложений. Сначала следует писать медленно, но правильно, подсматривая в учебные материалы. Дальше – писать быстро и правильно, без подсказок. Потом начинаем говорить – опять медленно и правильно, при этом подсматривая, а потом – быстро и правильно, уже не подглядывая. То есть сначала придется много писать и мало говорить, чтобы потом много говорить и мало писать.


В системе

Иван Магушинец, Киев, кандидат филологических наук, профессор, преподает в Институте филологии КНУ им. Т. Г. Шевченко на кафедре испано-итальянской филологии, 66 лет.

Фото: Иван Магушинец

 

В активе: испанский, итальянский, португальский, английский, французский, немецкий языки и народная латынь.

Каждого человека интересует, как выучить язык, ничего при этом не делая. Страшно вспомнить, сколько было теорий, школ и направле-ний, которые это обещали. Была методика изучения иностранного во сне. Но врачи отмели такой вариант, поскольку он напоминал пытку. Рассматривали и разные подходы: изучение только лексики или только грамматики и так далее.

Но необходимо помнить, что язык – это организованная система, которая складывалась веками. Невозможно оторвать от нее что-то одно. Язык – это дерево, а учить, например, только лексику – это отрубить у него одну ветку. Если вы хотите действительно узнать язык, нужно познакомиться, хотя бы поверхностно, со всеми его аспектами.

По методике, которую мы разработали вместе с профессором Константином Тищенко, студенты изучают языки в комплексе, а в самом начале мы даем основу данной языковой семьи. В случае с романскими языками – народную латынь. У германских языков это будет готский язык и т. д. Потом идет одно-временное изучение нескольких языков.

На начальном этапе есть трудности. Но через полгода-год они уходят, а результат просто прекрасный. Мы ввели методику со страшным боем. Студентам, которые изучали германские языки: английский или немецкий, вместо второго иностранного мы давали четыре романских языка сразу: испанский, португальский, итальянский и французский. В итоге мы выпустили 31 студента, которые сейчас разъехались по всему миру и неимоверно востребованы как специалисты.

ОПЫТ

  • Для изучения языка важны задатки. Мобильная память и развитый хотя бы один из ее типов: визуальный, аудиальный или моторный. Ну, и конечно, у человека должны сочетаться образный и аналитический типы мышления.
  • Прививать иностранный язык можно с самого раннего возраста. Начинать можно с нескольких фраз, которые родители говорят вечером своему ребенку на том иностранном, который они хоть как-то знают.
  • Самое сложное – это привить любовь к языку и показать его красоту. Для этого преподаватель должен работать с каждым и правильно подобрать материал. Лучше выучить четыре строчки Шекспира, чем исписать семь страниц упражнений по грамматике.

 

aif.ua
Loading...