aif.ru counter
94

Как в Венеции: городские наводнения

Почему после дождя улицы украинских городов превращаются в реки?

В этом году каждый дождь, даже не ливень, оборачивался огромными потопами во многих городах. Вода на улицах стояла в Одесе и во Львове, в Харькове и Днепре, в Ужгороде, Черновцах, Хмельницком, Николаеве. Но, пожалуй, больше всего беды дожди принесли Киеву – столицу во время потопов затапливало так, что в некоторых местах под водой оказывались даже машины. И каждый раз ситуация все хуже и все катастрофичнее. Сейчас снова зарядили дожди, и украинцы снова готовятся к потопам. Что же привело к тому, что городская инфраструктура не выдерживает натиска даже не стихии, а обычного ливня?

ЧП МЕСТНОГО МАСШТАБА

Первая осенняя непогода с дождем, которая накрыла в начале этой недели всю страну, – и сразу в некоторых населенных пунктах начались наводнения. В нескольких районах Запорожья улицы превратились в реки. Как пишут местные газеты, самые проблемные участки - перекресток на улице Тюленина, улицы Рекордная и Лермонтова, участок на проспекте Соборном около Аллеи Боевой Славы, а также улица Победы в районе Вознесеновского рынка. Автомобили с трудом передвигаются, образовывая заторы, а людям, чтобы выйти из маршруток, пришлось прыгать прямо в лужи.

ливень
ливень Фото: АиФ в Украине

Дождевая вода заполнила проезжую часть и держится в пределах дороги на ул. 6 декабря в Александрии Кировоградской обл., но если проезжает автотранспорт - льется во дворы. Людям пройти невозможно. Затопленный участок находится между домами №№ 151 и 198. Председатель квартального комитета Любовь Дяченко обратилась за помощью к начальнику КП «Благоустрій», в муниципальную полицию и в Службу спасения. Также, по ее словам, местные жители сами звонят в разные инстанции с жалобами. Но пока что результата – никакого. Проблема якобы возникла из-за того, что недалеко от места скопления воды находится пункт по приему металла, отходы из которого, не подлежащие приему, методично сбрасывали с сливную яму ливневой канализации.

В Киеве дождь начал заливать подземные переходы. Одна из пользователей Facebook, Nata Kosar, написала на своей странице, что в пешеходном переходе с ул. Терещенковской в сторону Бессарабки, где из-за «не очень хорошей дренажной системы» из-за дождя стояла по щиколотки вода, трое мужчин перенесли на руках трех девушек «на ту сторону полноводного перехода». Для молодежи, конечно, приятное приключение, которое сгладило все «тяготы» непогоды, но если кратковременный ливень привел к таким последствиям, то что будет творится, когда пойдут затяжные дожди?

В ПРЕДЕЛАХ СВЕРХНОРМЫ

Чиновники, оправдываясь за потопы на улицах, утверждали, что, например, в июле в Киеве выпало три месячные нормы осадков за несколько часов. Но синоптик Наталья Диденко уточнила, что озвученные «три месячные номы за несколько часов» не отвечают действительности.

«На сайте Украинского Гидрометцентра есть таблица, из которой видно, что среднее количество осадков в июле в Киеве, то есть, норма, составляет около 88 мм, - отметила она. – Цифра 264 мм осадков (три месячные нормы. – Ред.) - маловероятна. По моим данным, в Киеве выпала примерно половина месячной нормы. И это тоже очень много. За несколько часов половина месячной нормы - сверхнорма для суток».

Но даже из-за сверхнормы выпавших осадков город не должен бы «плыть» и тонуть в дождевой воде. Однако это происходит. Что приводит к этому? Попробуем разобраться на примере Киева, который, в принципе, отражает ситуацию любого другого населенного пункта, только как бы в увеличенном в разы варианте.

«Это результат того, на что не обращали внимание годами, - считает бывший главный спасатель столицы Виталий ПШЕНИЧНЫЙ. – В столице есть большая проблема с ливнесточной канализацией. На сотнях участков канализация не справляется с водой, которая попадает в нее во время ливней. Перво-наперво, нужно хотя бы просто почистить канализацию. Для этого даже большие средства не требуются. Нужно взяться и сделать это, не откладывая на потом».

Но чистка стоков – это еще не все, а только начало того, что нужно сделать. В идеале надо бы полностью заменить старую и небольшую ливневую канализацию, которая не в состоянии справиться с большими объемами воды, на современную, с очистным оборудованием. Это дорогое удовольствие. Но часть расходов должны бы брать на себя застройщики. А то ведь новые высотки в столице растут, как грибы после дождя, а те, кто строит их, инженерные коммуникации не меняет.

ПРОБЛЕМА В 30 КИЛОМЕТРОВ

Чтобы понять, каковы масштабы проблемы с ливневой канализацией в столице, обратимся к цифрам. В Киеве всего 2 230 улиц, длина которых1667 км, а общая площадь их почти 27 млн кв. м, из которых проезжая часть составляет 19 млн кв. м. Ливневых колодцев на улицах - почти 30 тыс. штук. Говорят, что если поставить их в ряд, один за другим, то получится линия в 30 км! Таковы масштабы проблемы. А извилистая сеть подземных коммуникаций ливневой канализации составляет аж 800 км!

«В каждый из ливневых колодцев попадает мусор, забивая стоки, - рассказывает директор «Института города» Александр СЕРГИЕНКО. - Особенно активно это происходит дважды в течение года: весной и во время ливней. В Киеве в 1990-х годах ежегодно завозили по 100 тыс. тонн песка, и рассыпали его зимой на дорогах. А весной его собирали, но часть попадала в колодцы. Кроме того, добавляется всякий хлам вроде веток, окурков, полиэтиленовых пакетов. Поэтому каждую весну «Киевавтодор» чистит колодцы ливневой канализации. А во время ливней происходит то же самое – вода смывает весь мусор с улиц в колодцы, и они забиваются. Следующие ливни только ухудшают ситуацию».

В Киеве ситуация осложняется характерными особенностями рельефа. И вода после дождей очень интенсивно вместе с разными отходами стекает из возвышенностей вниз. Чтобы ливневая канализация улучшала ситуацию, а не наоборот, она должна быть правильно проложена -  с учетом рельефа конкретной местности, чтобы вода самотеком могла спускаться по этой ливневой канализации в речку. Вообще все дождевые воды в Киеве сливаются и в Днепр, и в озера, и в небольшие, в том числе и подземные речушки. А они не справляются с тем объемом воды, который в них попадает. Для перехвата воды, по мнению Пшеничного, нужно строить коллекторы, надо углублять озера. 

«Тот факт, что летом после ливня киевляне у ст. м. «Левобережная» брели по улицам по колено в воде, говорит о том, что сливная канализация там устроена неправильно, - считает Сергиенко. - Иначе вода там очень долго не застаивалась и не уходила бы так медленно. Это очень странно. Ведь на той части улицы, где был потоп, проводили реконструкцию к «Евровидению». Там должно быть все в полном порядке».

Но, наверное, сильно спешили освоить выделенные деньги, и сделали не как лучше, а как быстрее. И вот – результат.

ОТ ЗЕЛЕНОГО ГОРОДА – К КАМЕННЫМ ДЖУНГЛЯМ

Еще одной из причин наводнений в столице эксперты считают слишком плотную застройку города. Ведь когда в советское время столица застраивалась, возле домов планировались просторные придомовые территории, детские и спортивные площадки, были еще агитплощадки – со сценами под открытым небом. И в соответствии с тем количеством людей, которые там могли жить, планировали всю окружающую инфраструктуру, все инженерные коммуникации, в том числе и ливневую канализацию. Кроме того, и транспорта в то время было в десятки раз меньше. Поэтому сейчас, когда и домов, и людей, и машин стало намного больше, нужно соответственно увеличить мощности и ливнестоков. Но и чиновники, и застройщики на это закрывают глаза.

«Киевская горадминистарция и государственные контрольно-надзорные органы в последнее время превратились в коррумпированную систему по обслуживанию интересов крупных застройщиков и их политических и правоохранительных «крыш», – считает экс-министр ЖКХ Алексей КУЧЕРЕНКО. - Сверхприбыльность и огромные коррупционные откаты стали возможными во многом благодаря грубейшим пренебрежением элементарными градостроительными нормами. Состояние и перегруженность городской инфраструктуры достигли критических пределов. И основной причиной этого стала хаотичная бессистемная точечная застройка и тотальная коррупция контролирующих органов в этом сегменте. Нынешнее руководство столичной администрации тесно переплетено и полностью зависит от застройщиков. И относительно небольшая на фоне общих инфраструктурных проблем Киева проблема разрушения системы дождевой канализации города показала полное отсутствие контроля и понимания реальной ситуации».

По мнению бывшего мэра столицы Леонида КОСАКОВСКОГО, основной причиной потопа в столице после дождя является то, что Киев из когда-то зеленого города постепенно превращается в каменные джунгли, где уничтожены зеленые зоны и все максимально заасфальтировано.

«В связи с интенсивной непродуманной застройкой, ее чрезвычайным уплотнением, исчезают зеленые зоны, которые обычно впитывали в себя осадки, - считает он. – И это привело к увеличению площади водосбора дождевой канализации, которая не рассчитана на такие объемы, и с ними не справляется. А деньги в ее модернизацию не вкладываются, из-за жадности застройщики заботятся только о лишних этажах для своих сверхприбылей, а не о том, чтобы все коммуникации соответствовали тому количеству жильцов, которые заселяются в новый дом».

Но, по словам Л. Косаковского, властные структуры молча согласовывают неприемлемые проекты и технические условия подключения к старым сетям. И по каждому проблемному адресу, где образовываются потопы, можно найти «след» конкретного чиновника, который давал соответствующие разрешения.

«Каждая проблема имеет свою фамилию, - уверен он. - И люди имеют право знать своих «героев». Их имена должны быть обнародованы».

Мэр Киева Виталий Кличко вскоре после того, как стало ясно, что с ливнестоками в столице – непорядок, пообещал, что в ближайшее время обязательно будут отремонтированы и усовершенствованы ливневые канализации, и что городская власть сделает все возможное, чтобы подобное не повторилось.

«Мы изучаем те места, где были подтопления, - заверил градоначальник. – Рассматриваем вопрос о том, чтобы поставить там более мощные насосы. Планируем провести реконструкцию системы стоковой канализации на наиболее проблемных улицах. Там, где делаем капитальный ремонт дорог, мы ставим новую систему. Но не будем забывать, что в Киеве около 800 километров коммуникаций ливневой канализации, большую часть из которых не ремонтировали и не обновляли десятилетиями».

А Л. Косаковский считает, что Киевсовету надо в срочном порядке рассмотреть проблему дождевой канализации, выделить деньги и начать реализовывать программу ее развития и модернизации, с учетом воздействия на нее ударов различных стихий. Чтобы киевляне могли чувствовать себя в своем городе безопасно.

Все эксперты едины в том, что проблему с потопами в столице необходимо решать комплексно, с учетом всех негативных факторов, которые способствуют тому, что ливневая канализация приходит в негодность и перестает выполнять свои функции. Также все считают, что немало масла в огонь во всей этой истории подливают сами жители города, массово засоряя ливнестоки – бумагой, окурками, бутылками, полиэтиленовыми пакетами. В общем, для того, чтобы каждый дождь оборачивался затоплением улиц, «постарались» многие. Теперь чтобы все привести в порядок, понадобиться не один год.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ ПЕРЕГОНА

РЕШАТЬ, НЕ ДОЖИДАЯСЬ КАТАСТРОФЫ

- В Украине многие города оборудованы ливневыми канализациями лишь примерно наполовину от нормы. К примеру, наш город, Харьков, - на 40 %, Киев может быть чуть-чуть больше. Но сам факт, что при строительстве новых высоток об инженерных коммуникациях, в том числе и о ливневой канализации, забыли, говорит о том, насколько у нас не продуманы подходы к градостроительству. Да если бы на западе не хватало мощностей или километража ливневой канализации, это был бы большой скандал, вплоть до увольнения каких-то чиновников. А у нас все сводится к разговорам о проблеме, которую когда-то надо решать. Мы неоднократно в течение многих лет поднимали в горсовете вопрос об обустройстве и реконструкции ливневой канализации. Поначалу над нами просто смеялись. Но со временем многие начали понимать, что это проблема не надуманная, а реальная и очень серьезная. И есть даже хоть небольшая, но победа – на ул. Шевченко установлена ливневка с фильтром. Многие начали понимать, что вся вода стекает в реки, при чем, вместе с мусором с дорог, который очень опасен, она не проходит фильтрации, а потом мы эту воду пьем. А ведь каждая речка – очень сложный организм, который легко разрушить, но потом очень трудно восстановить. В ливневые канализации надо ставить фильтры – хотя бы простые механические, они недорогие, но лучше современные, более сложные и более дорогие. На это уже много денег потребуется. И не один год времени. Но это нужно делать, не дожидаясь катастрофы.

Свою огромную лепту вносит и вырубка зеленых насаждений, и слишком активная застройка территорий, в том числе и в охранных зонах водоемов. А экологическая инспекция бездействует. За застройкой города должен следить и главный архитектор – но у нас часто эти люди, подписывая разрешительные документы на строительство очередного особняка, думают о своих личных интересах, а не о интересах города. Есть претензии и к обычным людям, которые сами же страдают от того, что не срабатывает как нужно ливневая канализация: это ведь они, а не какие-то инопланетяне, бросают в ливневки разный хлам, поэтому если власть «забывает» его убрать, то могли бы и сами организоваться и устроить чистку. Но у нас принято ждать, что это сделает кто-то. А еще люди могли бы проявить активность, и больше требовать от чиновников, чтобы те не расслаблялись и выполняли как следует свою работу. Думаю, что затопления городских улиц, которые нынешним летом были во многих городах Украины, - повод задуматься всем, что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию. Ведь эта проблема сама не рассосется.

Олег ПЕРЕГОН, председатель координационного совета общественной экологической организации «Зеленый фронт».

Алина ВЕТРОВА, Ирина ВАНДА

aif.ua
Loading...