190

Страна велосипедного будущего

Почему в Украине на велосипедах ездит меньше 2% жителей страны и как это изменить

Велосипед в сильно загазованном современном мире становится все более востребованной экологически чистой и полезной для здоровья альтернативой автомобилям. Правительства многих стран выделяют на обустройство велодорожек и прочей велоинфраструктуры миллионы долларов. В Украине же городская сеть велодорог и велопарковок оставляет желать лучшего. Но не все так плохо. На прошлой неделе лед тронулся – теперь при строительстве новых дорог, а также реконструкции и ремонте старых в проект обязательно нужно  вносить велодорожку. Поможет ли это стать Украине велосипедной страной наравне с европейскими государствами?

ПУТЬ В НИКУДА?

Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины обновляет государственные строительные нормы, в том числе и нормы строительства, реконструкции и ремонта дорог. Среди нововведений есть и требование насчет велодорожек. Новая строительная норма вступит в силу 1 сентября 2018 года.

«Во всех цивилизованных странах Европы и мира велосипеды являются отличной альтернативой общественному транспорту или автомобилю, - говорит замминистра регионального развития, строительства и ЖКХ Украины Лев Парцхаладзе. – Поэтому в новых государственных строительных нормах мы ввели обязательное проектирование вдоль улиц и дорог велодорожек и велополос на дорогах, четко прописав их параметры и требования по их устройству».

Согласно этому документу, велодорожки и велополосы необходимо обустраивать на территориях жилых и промышленных районов, коммунально-складских зон, а также на магистральных улицах непрерывного и регулируемого движения, улицах местного значения, поселковых и сельских дорогах. В общем – везде, где ходят люди и ездит транспорт. Определена и минимальная ширина велосипедных полос: при новом строительстве - 1,85 м, а при реконструкции - 1,5 м. Выходит, что теперь вся Украина будет в велодорожках и велополосах. Реально ли это?

В Ассоциации велосипедистов Киева уверены, что – да, реально, поскольку именно так устроены дороги в Европе.

велосипед
велосипед Фото: АиФ в Украине

 

«Мы четыре года добивались этого, - говорит медиакоординатор Ассоциации велосипедистов Киева Марина Блудша. – Наконец-то это свершилось!  Старые нормы сильно тормозили развитие велоинфраструктуры, ведь давали возможность украинским строителям и дорожникам игнорировать интересы пользователей велосипедами. Потому что если нет обязательного пункта об обустройстве велодорожки, то можно ее и не делать. Теперь такого не будет».

велосипед
велосипед Фото: АиФ в Украине

Если говорить вообще о количестве велодорожек в Украине, то их настолько мало, что они даже ни в какую статистику не попадают. Чуть-чуть лучше в этом плане ситуация в столице, поскольку здесь местная ассоциация велосипедистов самостоятельно ведет учет важных данных. Так, благодаря этой неофициальной статистике известно, что на начало 2018 года в Киеве было обустроено 54,1 км велодорожек. Самая лучшая из них - это маршрут «Троещина – Европейская площадь». Есть и худшие примеры. Это такие дорожки, которые иногда, отдельными участками, появляются в разных частях города. Они может быть и неплохи, однако никак не связаны между собой.

«Важно, чтобы велоинфраструктуру делали не бездумно, просто выполняя строительные нормы и свой производственный план, а реально смотрели на то, как люди потом будут ездить по этим дорожкам, - говорит велосипедист из Вишневого Виктор. -  Мне кажется, что повсеместное строительство велодорожек сейчас как никогда возможно, ведь на дорогах хотят сужать полосы, чтобы остудить пыл лихачей. Раз полосы будут уже, значит, появится место для велодорожек. Вот бы не забыли о них и в спальных районах столицы, в том числе и на Борщаговке, которую я каждый день проезжаю. Пока что велодорожек там нет».

БИТВА ЗА СКОРОСТЬ

Велосипедисты говорят: чем больше будет велодорожек, тем лучше. В ближайшие несколько лет их только в столице должно быть не меньше 240 км, а в пригородной зоне – около 1 тыс. км. По словам Марины Блудши, этот минимум предусмотрен в велоконцепции развития Киева, которую приняли в начале 2018 года. Согласно ей, велодорожки обязательно будут обустроены во всех районах столицы.

Еще одна острая велопроблема касается правил дорожного движения, согласно которым велосипедисты – полноправные участники дорожного движения, но в самих правилах дорожного движения их интересы никак не учтены. Поэтому в марте 2018 года Ассоциация велосипедистов Киева направила в разные инстанции, от которых зависит обновление правил дорожного движения, свои предложения. Для того, чтобы написать эти предложения, велосипедисты изучили ситуацию на дорогах в пяти европейских странах.

По статистике общественной организации Мотохелп, волонтеры которой выезжают на аварии с участием двухколесного транспорта в Киеве (мотоциклы, скутеры, велосипеды), в 2017 году произошло 85 ДТП с участием велосипедистов (погибли 10 человек). Правда, в 2016-м аварийных ситуаций было еще больше – 101, данных о погибших нет.

«Причиной аварий с участием велосипедистов практически всегда является превышение скорости автомобилистами, - продолжает медиокоординатор. – Мы даже на акции выходили для того, чтобы объективно расследовали причины аварий. Мы также требуем внедрения системы фото- и видеоконтроля за скоростью движения, а в пределах городов - ограничения скорости до 50 км / час, без каких-либо «дополнительных» 10 км/час. Ведь именно эти «лишние» 10 км скорости могут стать причиной смертей многих велосипедистов».

НА ОБОЧИНЕ – С ДВУМЯ КОЛЕСАМИ

Если говорить не только о Киеве, но и обо всей Украине, то неплохо велоинфраструктура развивается еще лишь во Львове и в Ивано-Франковске.  В остальных больших городах велодорожек нет вообще или они только-только стали появляться. Обычное явление, когда дорожку и построят, но потом «забывают» о том, что на ней надо обновлять разметку и защищать ее от стихийной торговли. Такое впечатление, что весь этот наш велопроцесс идет точечно и локально: есть  конкретное задание для коммунальщиков – сделают, что надо, а нет задания – не догадаются.

«Как-то интересно получается у нас, что могут в каком-нибудь городе обустроить дорожку так, что она внезапно начинается, и так же обрывается, - говорит директор Киевского велотрека Владимир МЕЛЬНИК. – Нет целостного восприятия велосипедной инфраструктуры, ни на уровне строительства, ни на уровне эксплуатации. А ведь главное в этом деле –  создать единую систему, благодаря которой можно попасть из одного района города в другой, а не просто покататься возле дома».

А по мнению владельца  первой украинской сети проката, продажи и сервиса велосипедов veliki.ua Алексея КУШКИ, беда наша в том, что у нас пока недостаточно сформирована культура участников дорожного движения: водителей, пешеходов и велосипедистов. У многих из них определяющим на дороге является ответ на вопрос: «Кто тут главный?». И  у каждого – свой ответ.

«За границей приоритет всегда отдается пешеходам, дальше велосипеду и, наконец, машинам, - продолжает он. - Там понимают, что чем больше город, тем больше автомобилей, а значит, больше пробок. Поэтому местная власть пытается уменьшить количество машин на дорогах. И делает это за счет того, что выделяет больше тротуаров для пешеходов и полос для велосипедистов. И это решает экологические вопросы».

«Для того, чтобы нормально обустроить сеть велодорожек в нашей стране и поддерживать порядок на них, надо чтобы при решении вопросов на уровне депутатов разных уровней, местной власти или государственной власти, был хоть один депутат или чиновник, который сам ездит на велосипеде, и для которого принятие этого решения очень важно, - говорит велоактивист из Днепра Юрий ЛОЗОВЕНКО. – До тех пор, пока все велосипедные вопросы будут зависеть только от любителей крутых иномарок и быстрой езды на них, боюсь, велосипедисты со своими проблемами останутся на обочине».

А КАК У НИХ?

ВЕЛОСИПЕДЫ В СТРАНАХ МИРА

Велосипед (а сейчас особенно электровелосипед), как экологически чистый и полезный для здоровья транспорт, постепенно завоевывает мир.

Копенгаген, Дания

Население Копенгагена - около 1,2 млн человек, и почти у каждого есть свой велосипед. А заядлыми велосипедистами считают себя 35 % столичных жителей. В городе обустроены 400 км велодорожек. Для туристов существует более 2 тыс. центров проката, где можно взять велосипед за 13 долл./мес.

Токио, Япония

Население - около 13 млн человек. На велосипедах ездят все: дети, старики, мужчины, женщины. Многие из них крутят педали, будучи в дорогих костюмах – добираются на работу. Японцы считают, что при любой должности не зазорно передвигаться на велосипеде. Ведь это лучше, чем в авто стоять в пробке. Прокаты велосипедов там есть на каждом углу. И каждый частный велосипед регистрируется в полиции, где ему присваивают регистрационный номер, а на раму клеят табличку с именем собственника.

Барселона, Испания

Население – 1,6 млн человек. Велосипеды стали набирать популярность только в 2007 году. Сейчас около 30 тыс. жителей города используют велосипед как средство передвижения. Есть более 100 станций проката с системой залога, везде по городу есть велодорожки и велопарковки. Первые 30 мин. кататься на велосипеде из проката можно бесплатно, следующие два часа -  за 0.74 евро. Аренда на год такого транспортного средства обойдется в 47 евро.

Портленд, США

Население - 576 тыс. человек. В городе 400 км велодорожек, около 9% местного населения используют велосипед  не для прогулок, а именно как средство передвижения. В Портленде запущена программа велошеринга (практически то же что и прокат, только без стационарных пунктов).

Париж, Франция

Население – 2,2 млн человек. С каждым днем проблема чистого воздуха в городе становится все более актуальной, и многие местные жители активно пересаживаются на велосипеды. Париж оборудован более чем 1,5 тыс. бесплатных велопарковок. А пункты велопроката есть  почти возле каждого метро и автобусных остановок. Аренда велосипеда стоит 1,7 евро/сутки или 29 евро/год.

Дублин, Ирландия

Население - 500 тыс. человек. Из них около 4% ездят на велосипедах. Местная власть намерена  к 2021 году обновить и увеличить сеть велодорожек и велопарковок, стимулировать население к поездкам на велосипедах и развитию велобизнеса. Сейчас аренда велосипеда там стоит 50 центов/час или 20 евро/год.

Монреаль, Канада

В этом городе живет 1.6 млн человек. Это один из самых удобных городов для велосипедистов во всей Канаде. Началась веломодернизация в 1980-х годах. С тех пор в велоинфраструктуру города вложено больше 134 млн долл. Монреаль оборудован массой парковок, дорожек для велосипедистов и станций проката. Сами горожане предпочитают брать велосипеды напрокат, а не покупать их. Прокат стоит 5 долл./сутки.

Берлин, Германия

Население - 3,4 млн человек. На велосипедах ездят от 13 до 25% горожан. Велодвижение захлестнуло город в начале ХХІ века. Правительство даже приняло госпрограмму по строительству велодорожек, парковок, пунктов проката и ремонта велосипедов. Согласно правилам дорожного движения, велосипедисты в Германии имеют приоритет перед другими участниками дорожного движения, и могут даже ехать на красный свет. Прокат велосипеда там стоит 0,08 евро/мин или 15 евро/год.

Богота, Колумбия

Население - 7,4 млн человек. Это самый приспособленный для велосипедистов город в Латинской Америке. Развитая и разветвленная сеть велотрасс составляет около 300 км. Старт развитию велодвижения в Боготе дал мэр Энрике Пеньялос, который начал поощрять велолюбителей, создавая для них все условия. Богота известна своими днями без автомобиля, во время которых абсолютно все жители пересаживаются на велосипеды, а трафик машин полностью перекрывается. Подобное происходит и по воскресеньям в центре города.

Пекин, Китай

Население - 21 млн человек, а количество велосипедов, согласно регистрационным данным, - 11 млн. Правительство активно строит велодорожки, велотрассы и открывает пункты велопроката. Стоимость аренды велосипеда – 20 центов/час.

Антверпен, Бельгия

Население - 503 тыс. человек, из них на велосипедах ездят 80 тыс. Интересно, что 100 км дорожек, которые правительство обещало построить перед выборами 2006-го, таки были построены в течение шести лет. Все велодорожки там выкрашены в красный цвет. А прокат велосипеда стоит 3,6 евро/сутки.

Крайстчерч, Новая Зеландия

Население - 341 тыс. человек. Особенностью города является то, что скоростные шоссе тоже оборудованы дорожками для велосипедистов. А еще для тех, кто очень любит крутить педали, придумали кинотеатр под открытым небом. Идея простая: крутишь педали на велотренажере и смотришь кино. А аренда велосипеда – 16 долл./сутки.

Алина ВЕТРОВА, Ирина ВАНДА,

Изабелла КИНГСМАН, Дмитрий ПИСАРЕНКО

aif.ua
Loading...