aif.ru counter
898

Стройка века через реку

Подольский-Воскресенский мостовой переход в Киеве строят уже 25 лет

То, что Киеву, четко разделенному Днепром на две части, нужны еще мосты, говорил в свое время известный инженер, автор всех киевских мостовых сооружений, кроме Моста Патона и Дарницкого, Георгий Фукс. Даже в генплане города 1966 года была прописана потребность столицы в семи мостах. Но сейчас, спустя более полвека, у нас действует всего лишь четыре моста. Проект пятого строящегося Подольского моста – тоже дело рук покойного маэстро Фукса. Даже не моста, а целого мостового перехода, поскольку это очень большое комплексное сооружение. И строится оно уже 25 лет! Мэр Киева Виталий Кличко обещает, что эта стройка века завершится в 2021 году. Выходит, обещанного три года ждать осталось?

НА ПОДСТУПЯХ К МЕТРО

Подольский мостовой переход был задуман как главная транспортная артерия, которая соединит Троещину, а также Воскресенку и Радужный массив с правобережной частью столицы. А заодно немного разгрузит от транспорта Северный мост, по которому с жилмассива Троещина-Выгуровщина ездят на правый берег. Подольско-Воскресенский мостовой переход представляет собою комбинированное двухъярусное сооружение, которое пересекает Днепр и залив Десенка (Черторой). Он состоит из трех мостов и соединяющих их эстакад. На верхнем ярусе будет шесть полос для движения автомобильного транспорта (по три полосы в обе стороны), на нижнем - Подольско-Выгуровская линия метрополитена с тремя станциями, расположенными на эстакадах.

Подольский мостовой переход был обозначен на всех генеральных планах развития Киева в последние полсотни лет. И именно на нем было «завязано» развитие практически всех видов городского пассажирского транспорта столицы, включая метро.

Эксперт по вопросам транспорта Александр КАВА считает, что этот мостовой переход конечно же нужен для того, чтобы с его «помощью» построить долгожданное метро на Троещину, но еще больше он нужен для того, чтобы решить проблему пробок в столице.

Маршрут мостового перехода непростой. Эстакада его начинается от Набережно-Крещатикской улицы на Подоле, затем должна пересечь Рыбальский полуостров, Труханов остров, пройти через Русановские сады и выйти на левобережную часть Киева. В составе эстакады три моста через Гавань, арочный между Рыбальским полуостровом и Трухановым островом, а также мосты через Десенку (между Трухановым островом и левым берегом Днепра) и озеро Радужное. Проектная интенсивность движения автомобильного транспорта - 59 тыс. автомобилей в сутки. А по нижнему ярусу мостового перехода должен проходить участок Подольско-Выгуровской линии киевского метро с тремя станциями, расположенными на эстакадах: «Судостроительная» - между двухъярусными мостами через Гавань и Днепр, «Труханов остров» - на эстакаде одноименного острова и «Залив Десенка» - на левом берегу, между мостом через залив Десенка и мостом через Радужное озеро. Мостовой переход предполагает строительство четырех транспортных развязок. Общая протяженность мостового перехода - около 7,5 км.

ТЭО (технико-экономическое обоснование) строительства мостового перехода разрабатывалось еще в 1987-1989 годах. Проект согласован мостостроительным советом 25 июля 1990 года и утвержден Киевским горсоветом 19 апреля 1993 года. Работы по сооружению моста начаты в 1993 году, однако в связи с отсутствием финансирования строительство через несколько лет было приостановлено. В декабре 2003 года строительство моста было возобновлено.

Окончание строительства планировалось сначала на 2008 год, но в связи с экономическим кризисом работы прекратили. В соответствии с обновленным графиком, окончание первой очереди (сдача автомобильных мостов и эстакад до набережной левого берега с организацией движения до проспекта Ватутина (ныне - Шухевича), которая позволила бы разгрузить Северный мост) вновь было перенесено на 2013 год. Тем не менее, 5 сентября 2013 года мост еще был далек от готовности.

22 октября 2012 года Кабинет министров Украины выделил 7,92 млн грн на снос 133 садовых участков из 265 домов, сооружений и зеленых насаждений Русановских и Воскресенских садов, предусмотренных к сносу при строительстве эстакады Подольского мостового перехода. В 2014 году были подняты и смонтированы центральные пролеты арок моста через Днепр.

15 апреля 2015 года Высший хозяйственный суд Украины обязал строительную компанию ОАО «Мостострой» вернуть почти 1 млрд грн, которые были выделены на строительство, но так и не освоены.

Август 2017-го ознаменовался тем, что сроком сдачи мостового перехода назвали новую дату -  2021 год. А мэр Киева Виталий Кличко высказал мнение о том, что стройку века могут завершить и в 2019 году, а в 2023 году в планах городской власти запустить, наконец, на Троещину метро.

мост
мост Фото: АиФ в Украине

ПЕРЕЙТИ ЭКВАТОР

По мнению блогера Олега ТОЦКОГО, Подольский мостовой переход готов уже более чем на 80%. Киевская городская власть оценивает готовность сооружений в 65%. В любом случае большая часть работ уже сделана. А нынешним летом стройка оживилась, идет подготовка к завершению главного сооружения – собственно, арочного моста.

«В ближайшее время рабочие начнут асфальтировать левобережную часть перехода, а до конца этого года соединят все стыки арки и подвесят мост на вантах, - говорит главный инженер КП «Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений Киева» Александр ЗДОЛЬНИК. - Сейчас активно идет подготовка к окончанию строительства главного сооружения - моста с аркой. Самые масштабные работы будут проводится на Рыбальском полуострове. Там в две смены будут работать по 150-230 человек».

А на следующий год запланировано завершить монтаж связей (укрепляющих конструкций) Подольского мостового перехода через р. Днепр, провести сварочные работы на стыках арки, а также демонтировать временные монтажные опоры. Специалисты утверждают, что хоть эти опоры выглядят «несколько уставшими» и ржавыми, они довольно-таки крепкие и на все 100% выполняют свои функции. За их состоянием наблюдают сотрудники НИИ электросварки им. Б. Патона.

«Объем работ  значительный, - говорит зампредседателя КГГА Дмитрий ДАВТЯН. - Поэтому я считаю, что выполнять их надо планомерно, в безопасном режиме, в безопасном графике. Конечно, хотелось бы поскорее все сделать, буквально за месяц. Но, к сожалению, технологически это невозможно, надо учитывать все аспекты. К примеру, сварку стыков можно проводить только после полного монтажа вязов. А демонтаж временных опор начнется только весной, ведь технологически это нужно делать при постоянно возрастающей температуре. Очень важно на таких огромных стройках придерживаться технологии и техники безопасности».

ИНВЕСТОРАМ НЕВЫГОДНО?

Мэр Виталий Кличко еще в прошлом году заявил, что движение по Подольскому мосту, который должен соединить веткой метро Троещину с правым берегом, таки будет запущено. «Я использовал свои личные связи с немецкими друзьями, - сказал мэр. - Мы провели переговоры и нашли инвесторов».

В. Кличко рассказывал, что сначала в планах - запуск автосообщения по мосту, а потом уже - метро. Но оказалось, что инвесторы, о которых говорил мэр, так и не появились. Интересно, почему? Многие эксперты считают, что найти инвестора для достройки моста – задача не из легких. Так, по словам Александра Кавы, мост – совсем не привлекательная для инвестора перспектива.

«Инвесторы – это не благотворительный фонд, - говорит он. - Они просто так деньги не дают, не вкладывают в те объекты, которые, по их подсчетам, им не будут выгодными. Ведь все понимают, что вложение инвестиций подразумевает в дальнейшем получение прибыли. А на мосту как на объекте городской дорожной инфраструктуры инвесторы вряд ли как-то смогут заработать».

Городские чиновники пытались предложить инвесторам несколько иную форму сотрудничества, они рассматривали вариант передачи мостового перехода инвестору по договору концессии, когда на части путепровода организовывается платное движение, и прибыль от сборов направляется инвестору.

Первый зам столичного мэра Геннадий ПЛИС, мечтая о том времени, когда сооружение века будет достроено, сказал, что для того,  чтобы вернуть вложенные в мостовой переход деньги, целесообразно будет сделать проезд по мосту платным.

«Если инвестор вложит средства в строительство моста, он должен будет вернуть свои деньги, да еще и заработать, - уточнил Г. Плис. - Одним из вариантов его прибыли и может быть оплата за проезд».

Многие киевляне, учитывая то, что речь идет о долгострое-рекордсмене, работы на котором пока неизвестно  когда завершатся, слова чиновника восприняли как шутку. Ведь чтобы брать деньги за проезд, надо сначала мост достроить. Но эксперты в вопросах строительства и транспорта сошлись во мнении, что платный проезд по мосту – вовсе не шутка. Но реализовать ее вряд ли удастся.

«В принципе, это мог бы быть один из вариантов сотрудничества с теми, кто мог бы вложить в мост свои средства, - говорит директор института «Киевдормостпроект» Владимир ВОРОБЬЕВ. - Но не секрет, что окупаться инвестиции таким образом будут  примерно 30-40 лет. А деньги нужно вкладывать серьезные. Поэтому мне кажется, что вряд ли кто-то из инвесторов захочет так долго ждать».

ПРОЕКТ ИЗМЕНЯТ?

В июле этого года КП «Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений Киева» объявила тендер на корректировку проекта строительства Подольского мостового перехода. Об этом стало известно из объявления электронной системы публичных закупок ProZorro. Согласно техническому заданию, подрядчики в течение четырех месяцев должны подготовить свои варианты части проекта мостового перехода на участке от дамбы Русановских садов до будущей станции метро «Радужная», а также дороги  от Подольского мостового перехода до проспекта Шухевича, включая развязки и путепровод в районе урочища Горбачиха.

В документе сказано, что подрядчик должен откорректировать существующий проект, возможно, с учетом переноса дач, расположенных по ул. Радистов, а также, если надо,  решить вопрос с дополнительным отчуждением земельных участков. Многие эксперты считают, что с помощью этого тендера столичная власть пытается решить все нерешенные раньше проблемы, особенно с землей. Но мало кто верит в то, что кому-то из вероятных подрядчиков будет интересно браться за такие сложные технические задания, которые, похоже, копились годами.

ЖИТЕЙСКИЕ ИСТОРИИ НЕДРОСТРОЯ

Падение и взлет Захария

Пока чиновники, строители и простые горожане обсуждают, когда же будет достроен Подольский мостовой переход (и случится ли это когда-нибудь вообще), сам мост как бы живет своей жизнью, с ним и на нем происходят разные неординарные события.

Так, 18 ноября 2011 года огромный уникальный плавучий кран «Захарий», задействованный на строительстве мостового перехода, обрушился в реку и был серьезно поврежден в месте крепления грузовой стрелы. По предварительным данным, повреждение привело к полной потере работоспособности крана и загрязнению акватории Днепра горюче-смазочными материалами. Кран-гигант был отправлен на николаевский завод «Океан», где после ремонта… его пытались угнать, было открыто уголовное производство, но все решилось мирным путем. А кран, высота стрелы которого -  96 м, грузоподъемность – 680 т, вес – 3тыс. т, а цена – 80 млн грн, завел себе в Твиттере страничку.

Опасная площадка

Два года назад два подростка упали с недостроенного Подольского моста и получили серьезные травмы. Инцидент произошел во время летних каникул, 18 июля 2016 года. Мальчишки катались на подпорках моста, и не удержавшись в какой-то момент – сорвались вниз.

Один из пострадавших, 14-летний парень, получил раны уха и брови и был доставлен в травмпункт. А его ровесник был доставлен в больницу с закрытой черепно-мозговой травмой, ссадинами на лице и повреждениями связок и коленного сустава.

Причем, медики утверждают, что за последние два-три года с этого недостроенного моста спрыгнули 10 человек, один из них погиб.

Культурный шок

Недостроенный Подольский мостовой переход  стал популярным местом и для съемок музыкальных клипов и рекламных роликов. Он послужил фоном для нового видео французского рэпера Orelsan.

Рэп-исполнитель Orelsan опубликовал новое видео под названием «Basique», полностью снятое на недостроенном Подольско-Воскресенском мосту в Киеве.

В ролике певец идет по мосту сквозь ряд людей в черных костюмах, и «читает» о том, что его новый альбом будет посвящен самым главным вещам: «Политики всегда патологические лжецы, умные люди не всегда красноречивы, а расизм бессмыслен - вот что самое главное!» - сообщает он речитативом на главном недострое столицы, памятнике лжи политиков нескольких поколений.

Алина ВЕТРОВА, Ирина ВАНДА, 

Дмитрий ПИСАРЕНКО, Алиса СВЕТЛАКОВА

 

aif.ua
Loading...