aif.ru counter
80

Ямы длиною в жизнь: Как заставить государство строить хорошие дороги?

В прошлом номере «АиФ» рассказал о том, какие украинские дороги сейчас пребывают в самом плачевном состоянии. В госбюджете на 2016 г. было предусмотрено 6,6 млрд грн на восстановление украинских дорог

Киев, 15 июня - АиФ-Украина.

В Кабмине же говорят, что всего в этом году на содержание и текущий ремонт планируется потратить 19,4 млрд грн. Однако соответствующих изменений в бюджете пока что нет, зато появились корректировки от министра инфраструктуры Владимира Омелян о том, что правительство выделяет еще 5,4 млрд грн на ремонт: в основном, на латание дыр…

КТО ТАК СТРОИТ?

Вода, жара, холод, лед и неправильная эксплуатация – основные причины разрушения украинских дорог. Александр КАВА, эксперт по вопросам транспорта, экс-замминистра инфраструктуры считает главными виновниками нынешнего состояния автодорог именно переполненные фуры, которые зачастую перевозят в разы, а порой и в десятки раз больший вес, чем дозволенные 40 тонн на ось.

Но и к качеству покрытия есть вопросы. Например, дороги первой и второй категорий (всего их четыре), по нормативам, могут быть как цементобетонными, так и асфальтобетонными. Но только около 1,5% украинских дорог имеют более высокотехнологичное и долговечное цементобетонное покрытие. Его жизненный цикл в среднем в 2,5 раза выше, чем асфальтобетонного, он не так восприимчив к температурам. Но у нас предпочтение традиционно отдается асфальту и щебню. «Черные» шоссе, то есть, асфальтовые, – это почти 42% дорожной сети или 72 тыс. км дорог, асфальтобетонные дороги – 33%, гравийные и щебневые дороги – 15%, брусчатка – 5%, грунтовые – 3%.

Больше того, срок эксплуатации наших дорог давно исчерпан. По данным Александра Кавы, зачастую просрочка по капитальному ремонту составляет 15-20 лет. Тогда как межремонтный срок службы асфальтобетонных дорог по нормативам составляет 9 - 12 лет, а «черных» шоссе - 9 - 10 лет.

Отнимем 20 лет просрочки от 2016 г., и получится, что ремонт осуществлялся в 80-х годах прошлого века, а строительство, зачастую, в 60-70-х годах. Естественно, что тогда строили, не рассчитывая на нынешнюю высокую скорость и плотность движения, а также на тяжесть нынешних грузов.

«Сейчас подход к дорогам такой же, как к корове, которую доят, но не кормят. В них вкладывается мизер и с ним невозможно обеспечить нормальное содержание, - говорит Кава. - Вопрос только в финансировании, а не в стандартах ремонта дорог. Если в этом году отремонтируют 1700 км из 170 тыс. км, то нужно 100 лет, чтобы привести сеть в порядок. Ведь ремонт просрочен у 97% дорог. Неэффективность в ремонте есть, но при таком объеме финансирования как сейчас это уже не главная проблема. Просто сеть дорог пришла в негодность. 19 млрд грн в дорожном бюджете нет. Недавно выделили 5 млрд грн, так что суммарно в этом году на ремонт предусмотрены около 11 млрд грн. Есть цифры, заложенные в бюджете, а остальное - фантазии насчет более высокого финансирования».

КТО ОТВЕТИТ?

О том, что отвратительное качество дорожного покрытия - одна из главных причин ДТП, статистика деликатно умалчивает. По данным с января по май этого года из-а плохого состояния дорог произошло 33 ДТП с пострадавшими, а в целом таких ДТП произошло только 107. Но это не значит, что сами дороги хороши, а значит, что большинство ДТП фиксируется, как совершенное по вине водителя. Объезжал ли он при этом препятствие, попал ли в яму, наткнулся ла на наплыв - значения не имеет.

«Безопасность дорог определяется тремя составляющими: человек, автомобиль и дороги. Дороги становятся хуже – количество ДТП возрастает. Это прямая взаимосвязь, - говорит Владимир КАРАВАЕВ, правозащитник и автор книги «100 аргументов против штрафов ГАИ». – Автомобили тоже устаревают, их средний возраст приблизился к 20 годам. Постепенно и этот фактор будет становиться причиной ДТП. Ну а пока что более весомый - дороги. Я очень давно не помню таких плохих дорог в Киеве, как сейчас. Я не говорю даже об асфальте, наплывах, ямах, но даже разметку не удосужились обновить».

дорога

Правительство разрабатывает законопроект, который предусматривает создание Государственного дорожного фонда, чтобы 40-50 млрд грн ежегодно тратить исключительно на развитие дорожной сети, а не на соцвыплаты и другие государственные нужды. Однако Караваев считает, что только деньгами проблемы украинских дорог не решить.

«Дорогу нужно качественно построить, отремонтировать, а если эти работы сделаны некачественно, кто-то должен нести ответственность, - говорит эксперт. - У нас законодательство еще «совковое», оно устарело. Общие фразы и никакой конкретики: плохо строим, плохо ремонтируем, а ответственность никто не несет. До тех пор, пока не прописано кто за что отвечает и кто контролирует, ситуация не изменится».

КАК БОРОТЬСЯ?

Тем не менее, правозащитник советует водителям не соглашаться со своей виной в ДТП, если оно произошло из-за плохого качества дороги. Караваев напоминает, что у всех дорог есть собственник, с которого и следует спросить, если пострадала машина, а тем более, если пострадали люди.

«Нужно вызывать полицию, тут же говорить, что, по вашему мнению, причиной ДТП является качество дороги и просить полицию пригласить на место представителя собственника дороги, - советует Караваев. - По прибытию полицейский должен составить протокол по 140 статье кодекса об административных правонарушениях, который как раз и говорит об ответственности за ненадлежащее качество дорог. Но главное – обстоятельства ДТП. У нас, к сожалению, полиция пока не обучена грамотно выявлять обстоятельства ДТП и давать им оценку. У нас есть институт аварийных комиссаров, но он не работает. Так что пока у нас можно воспользоваться услугами эксперта-автотехника или эксперта-трасолога, которые могут дать оценку. В идеале, такого человека также можно пригласить на место ДТП».

Так что пока государство не починило 97% украинских дорог, водителям остается лишь бороться за свои права. Эксперты уверяют, что нескольких проигранных в суде громких дел станет для государства лучшим стимулом для скорейшего восстановления украинских автотрасс.

Анна ГОНЧАРЕНКО

ОФИЦИАЛЬНО
Владимир ОМЕЛЯН, министр инфраструктуры:
- Мы хотим создать систему функционирования Дорожного фонда, который будет наполняться как с помощью акцизов, так и с помощью других видов платежей. В частности, это может быть система толинга, когда иностранные грузовики, въезжая в Украину, платят за пользование украинскими дорогами. Это должны быть штрафы, которые налагает инспекция за перегруз грузового транспорта. Возможно, будут другие поступления…
Без системного финансирования отрасли мы не можем ничего изменить. Дорожный фонд – это не источник коррупции, а наоборот – единственный шанс для Украины восстановить дороги. Только при условии, что мы будем каждый год аккумулировать на дороги прогнозированную сумму, мы сможем переломить ситуацию и перейти от 97% разрушенных дорог к нормальной автодорожной магистрали в Украине. Дорожная отрасль требует ритмичного финансирования.